МКОУ "Волобуевская СОШ"
Курская обл.,Тимский район, д.Постояновка
  • Наставничество

    Целевая модель наставничества

    Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

    Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.

    Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

    Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.

    Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

    Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.

    Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

    Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.

    Данная программа очень актуальна для нашей школы, так как у нас работает малоопытный учитель.

    Цель и задачи программы наставничества
    Программа наставничества направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов, проживающих на территории РФ.

    Задачи:

    Адаптировать молодых и вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации.
    Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.
    Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников.
    Ежегодно отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога на основании рефлексивного анализа ИППР и качества обучения школьников через сформированный отчёт электронного журнала.
    Оценить результаты программы и ее эффективность

    2.1 Основные участники программы и их функции

    Наставляемые:

    1) педагог, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями.

    Наставник для вновь прибывших специалистов:

               1) учитель высшей категории

    Исходя из практики работы по наставничеству, молодые или прибывшие учителя сами находят себе наставников, которые близки им по своим параметрам, перенимают у них опыт, от которых начинается старт их карьерного роста, поэтому наставниками могут являться все остальные члены кафедры начального образования и другие члены педагогического коллектива школы.

    Для реализации поставленных в программе задач все наставники выполняют две функции или относятся к двум типам наставников:

     Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

     Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

    Для дальнейшей корректировки программы можно использовать примерный перечень функций управления программой наставничества и примерный перечень необходимых мероприятий и видов деятельности (Приложение 1)

    2.2. Механизм управления программой

    Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

    Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:

    Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.

    Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.

    Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.

    Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

    Требования, предъявляемые к наставнику:

    -знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

    -разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

    -изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

    -знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

    -вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

    -проводить необходимое обучение;

    -контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

    -разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

    -давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

    - контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

    -оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

    -личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

    -участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

    -периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

    -подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

    Требования к молодому специалисту:

    - изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

    - выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

    - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

    - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

    - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

    - периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

    Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.

    Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:

    ● администрация организации - участников;

    ● наставники - участники программы;

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    .1 Организация контроля и оценки

    Контролировать и оценивать работу наставляемых, наставников и всей программы в целом будет руководитель МО

    Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

    Текущий контроль будет происходить 1 раз в четверть по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчёта на заседании учителей, как один из рассматриваемых вопросов, а так же на совещании при директоре.

    Итоговый контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании учителей на основании таблицы результативности программы наставничества за истёкший год, а так же рефлексивного самоанализа наставляемых реализации ИППР .
    Качества успешных наставников

    Желание участвовать в программе по поддержке другого человека в течение длительного времени. У наставников имеется искреннее желание быть частью жизни других людей, чтобы помочь им в принятии трудных решений, в вопросах саморазвития и наблюдать, как они становятся лучше.

    Уважение к личности, ее способностям и праву делать собственный выбор в жизни.

    Наставники не должны считать, что их способы решения проблем лучше или что участников

    программы нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, способны завоевать доверие наставляемых и привилегию быть для них советниками.

    Уважение к личности, ее способностям и праву делать собственный выбор в жизни.

    Наставники не должны считать, что их способы решения проблем лучше или что участников

    программы нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, способны завоевать доверие наставляемых и привилегию быть для них советниками. 

    Руководящие принципы наставников

    Основные принципы наставника, способствующие организации эффективного сотрудничества и реализации всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим набором категорий.

    Манифест наставника

    1. Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
    2. Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого.
    3. Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
    4. Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее.
    5. Наставник предлагает помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывает на риски и противоречия.
     

    Главный кодекс наставника

    1. Не осуждаю, а предлагаю решение.
    2. Не критикую, а изучаю ситуацию.
    3. Не обвиняю, а поддерживаю.
    4. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому.
    5. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге.
    6. Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией.
    7. Не утверждаю, а советуюсь.
    8. Не отрываюсь от практики.
    9. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу.
    10. Не разглашаю внутреннюю информацию. Наставничество - не решение всех проблем, стоящих перед наставляемым и его/ее семьей. Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества.
     

    Наставники слушают

    Поддерживают зрительный контакт и посвящают

    наставляемым все свое внимание

    Наставники рекомендуют

    Помогают наставляемым найти направление в

    жизни, но не подталкивают их

    Наставники рассказывают

    Дают представление о перспективах наставляемого,

    помогают определить цели и приоритеты

    Наставники обучают

    Рассказывают   о     жизни,   собственной   карьере,   личном   и

    профессиональном опыте

    Наставники представляют свой опыт

    Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь

    уроки из жизненных ситуаций

    Наставники доступны

    Предоставляют ресурс, источник опыта   и   знаний, которому наставляемый доверяет и к

    которому может обратиться

    Наставники критикуют, но конструктивно

    При необходимости наставники указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточивая внимание на поведении наставляемого, но никогда - на характере

    Наставники поддерживают

    Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться

    Наставники точны

    Дают конкретные советы, анализируют, рефлексируют, что было сделано хорошо, что может быть исправлено или улучшено, что достигнуто, какие преимущества есть у различных действий

    Наставники неравнодушны

    Наставник интересуется образовательными успехами наставляемого, успехами в планировании и реализации карьеры, в личном развитии

    Наставники успешны

    Не только успешны   сами по себе,   но и способствуют успехам других людей

    Наставники вызывают восхищение

    Пользуются уважением в своих организациях и обществе

    Нормативное обеспечение системы наставничества

    Методические рекомендации

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике